Для наиболее эффективного взаимодействия с одарённым ребёнком целесообразно выполнять ряд рекомендаций:
1. Обратить внимание на достижения одарённых детей, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самооценки
2. Уважать в детях их индивидуальность и неповторимость
3. Создавать у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск
4. Поощрять самостоятельное мышление
5. Помогать умственному росту одарённых детей, включая их в разнообразные виды деятельности и в то же время не перегружая
6. Быть терпимым к идеям детей, уважать любопытство, стараться отвечать на все их вопросы
7. Помнить о повышенной чувствительности одарённых детей
8. Оказывать им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относиться к их мнениям и проблемам.
9. Только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию ребёнка.
Есть такая притча. Пришёл китаец с рисового поля после трудового дня, стёр со лба пот. Домашние спрашивают: «Чем ты занимался?»- «Я помогал рису расти». Его жена выглядывает из окна и видит, что всё поле усеяно выдернутыми из земли ростками. К сожалению, многие родители одарённых детей тоже «помогают рису расти», не подозревая, что…
1. Не надо связывать с ребёнком каких-то сверхожиданий.
2. Нельзя обучать насильно.
3. Надо исходить из возможностей ребёнка на конкретном этапе.
Одаренность может быть как общая, проявляющаяся во всех видах деятельности ребенка и сферах его интересов, так и специфическая, например, музыкальная, интеллектуальная, спортивная, лидерская.
При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
- различные варианты метода наблюдения за детьми (в школе, во внешкольной деятельности и т. п.);
- специальные психодиагностические тренинги;
- оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
- оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Решение проблемы одаренности возможно лишь при сотрудничестве всех заинтересованных сторон: детей, родителей, педагогов.