75 ГАДОЎ ВЯЛІКАЙ ПЕРАМОГІ!
2018 -2020
Год Малой Родины
ШАГ
Школа активного гражданина
POMOGUT.BY
ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
Настаўніцкая газета
МВД
Могилевский институт МВД
УУниверситет гражданской обороны
:: ::

ВЫПУСКНИКУ 2021

График проведения 1 этапа репетиционного тестирования

19 октября 2020 г.

Начало: в 10.00

№ п/п

Дата проведения, место

Предмет

 

1

31.10.

гимназия

Белорусский язык

 

2

01.11.

гимназия

Химия

Физика

История Беларуси

 

3

02.11.

гимназия

Русский язык

 

4

03.11.

гимназия

Обществоведение

Математика

5

04.11.

гимназия

Всемирная история

Биология

Французский язык

Коды предметов

Русский язык (РУС)

01

Белорусский язык (БЕЛ)

02

Физика (ФИЗ)

03

Математика (МАТ)

04

Химия (ХИМ)

05

Биология (БИО)

06

История Беларуси (ИСТ)

08

Французский язык (ФРАНЦ)

10

Обществоведение (ОБЩ)

12

География (ГЕО)

13

Всемирная история (ВИС)

14

КОД ШКОЛЫ: 42110


О перечне учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формах проведения выпускных экзаменов в 2020/2021 учебном году

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 июня 2020 г. № 135

На основании пункта 4 статьи 165 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, и формы проведения выпускных экзаменов в 2020/2021 учебном году:

1.1. по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования обязательными являются:

«Белорусский язык» в письменной форме;

«Русский язык» в письменной форме;

«Математика» в письменной форме;

1.2. для учащихся классов, в которых обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования осуществляются на языке национального меньшинства - польском или литовском, наряду с учебными предметами, указанными в абзацах втором-четвертом подпункта 1.1 настоящего пункта, обязательным является «Польский язык» в письменной форме или «Литовский язык» в письменной форме;

1.3. для учащихся базовой школы - колледжа искусств, средней школы - колледжа искусств, гимназии - колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования наряду с учебными предметами, указанными в абзацах втором-четвертом подпункта 1.1 настоящего пункта, обязательным является выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, который проводится в практической форме;

1.4. по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования обязательными являются:

«Математика» в письменной форме;

«Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося в письменной форме;

«Иностранный язык» в устной форме;

«История Беларуси» в устной форме;

1.5. для учащихся классов, в которых обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования осуществляются на языке национального меньшинства - польском или литовском, наряду с учебными предметами, указанными в абзацах втором-пятом подпункта 1.4 настоящего пункта, обязательным является «Польский язык» в письменной форме или «Литовский язык» в письменной форме;

1.6. для учащихся средней школы - колледжа искусств, гимназии - колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с учебными предметами, указанными в абзацах втором-пятом подпункта 1.4 настоящего пункта, обязательным является выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, который проводится в практической форме.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2020 г.


Нормативно правовое обеспечение

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании:

2. Палажэнне аб агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденное постановлением Министерства образования Беларусь от 20 декабря 2011 г. №283 (в редакции постановлений Министерства образования от 04.02.2014 №9, от 10.04.2014 №38, от 27.11.2017 № 148, от 03.03.2018 №10):
3. Санитарные нормы и правила "Требования для учреждений общего среднего образования", утвержденные постановлением Министерства здравохранения Республики Беларусь: 
4. Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) "Химия" и "Физика" в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. №26: 
5. Перечень документов Национального архива фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения, установленных в приложении к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. №52: 
6. Перечень документов, обязательный для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, установленный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2017 г. №164:
7. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь: 

 8. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011г. №38:

9. Перечень учебных предметов по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2018/2019 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 июля 2018 г. №59:

10. Инструкция о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования, утвержденная постановлениеям Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. №70:


Общие требования по экзаменам

Выпускники ХІ классов не позднее чем за 3 недели до начала экзаменов подают заявление на имя директора школы с выбранным перечнем выпускных экзаменов.

2. Расписание экзаменов доводится до сведения за 10 дней до начала экзаменов.

3. Перерыв между экзаменами не менее одного дня.

4. Проведение не более одного экзамена в день в каждом классе.

5. Начало письменных экзаменов в 9.00.

6. Продолжительность письменных экзаменов:

ПРЕДМЕТ

IX классы

XI классы

математика   

4 часа     

5 часов

русский язык

1 час

4 часа     

белорусский язык

1 час

4 часа     

7. Не разрешается приносить с собой на экзамен тетради, учебники, справочные материалы.

8. Для подготовки к ответу на устном экзамене отводится 30 минут.

9. Задания для беседы по ситуации общения, обозначенной в третьем вопросе билета, разрабатываются педагогическими работниками учреждения образования, и утверждаются его руководителем не позднее чем за две недели до начала выпускного экзамена. При подготовке вопросов учитывается уровень изучения (базовый или повышенный) учебного предмета «Иностранный язык» на III ступени общего среднего образования.


Перечень заболеваний для освобождения от экзаменов

09 февраля 2020 г.

Перечень заболеваний для освобождения от экзаменов

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 15 июня 2011 г. N 8/23765

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

27 мая 2011 г. N 45

 

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ МЕДИЦИНСКИМ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ, И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 3 ОКТЯБРЯ 2006 Г. N 80

 

На основании пункта 5 статьи 165 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, согласно приложению.

2. Признать утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. N 80 "Об определении перечня заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 170, 8/15148).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2011 г.

 

Министр В.И.Жарко

 

Приложение

к постановлению

Министерства здравоохранения

Республики Беларусь

27.05.2011 N 45

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ЗАБОЛЕВАНИЙ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ МЕДИЦИНСКИМ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

 

N 
п/п

Наименование заболеваний      

Сроки освобождения от   
выпускных экзаменов    

1

Инфекционные и паразитарные         
заболевания:                        

 

1.1

кишечные инфекции (холера, тиф и     
паратиф, дизентерия, ботулизм)      

До выздоровления и окончания 
срока изоляции              

1.2

бактериальные зоонозы              

До выздоровления и окончания 
срока изоляции              

1.3

другие бактериальные заболевания     
(дифтерия, коклюш, скарлатина,       
менингококковая инфекция, септицемия,
актиномикоз и другое)              

До выздоровления и окончания 
срока изоляции              

1.4

риккетсиозы                        

До выздоровления и окончания 
срока изоляции              

1.5

вирусные геморрагические лихорадки  

До выздоровления и окончания 
срока изоляции              

1.6

вирусные инфекции, характеризующиеся 
поражением кожи и слизистых оболочек 
(ветряная оспа, опоясывающий лишай, 
корь, краснуха)                    

До выздоровления и окончания 
срока изоляции              

1.7

острый вирусный гепатит            

До выздоровления            

1.8

заболевание, вызванное вирусом       
иммунодефицита человека (ВИЧ)      

Постоянно                  

1.9

другие вирусные заболевания:        

 

1.9.1

эпидемический паротит              

До выздоровления и окончания 
срока изоляции              

1.9.2

инфекционный мононуклеоз (тяжелое и 
среднетяжелое течение)              

Постоянно                  

1.10

активный туберкулез органов дыхания и
внелегочных локализаций            

Постоянно                  

2

Злокачественные новообразования всех 
локализаций                        

1 год после окончания       
химиолучевой терапии при     
наступлении ремиссии        

3

Заболевания крови, кроветворных     
органов и отдельные нарушения,       
вовлекающие иммунный механизм:      

 

3.1

анемии (среднетяжелая и тяжелая     
формы), связанные с питанием, и     
гемолитические                      

Не менее 6 месяцев после     
нормализации показателей     
крови                      

3.2

апластические анемии врожденные    

Постоянно                  

3.3

апластические анемии приобретенные  

1 год после окончания       
специального лечения        

3.4

гемофилия (среднетяжелая и тяжелая   
формы)                              

Постоянно                  

3.5

агранулоцитоз                      

До 6 месяцев от наступления 
ремиссии                    

3.6

идиопатическая тромбоцитопеническая 
пурпура (болезнь Верльгофа)        

Не менее 1 года после       
нормализации уровня         
тромбоцитов                

3.7

геморрагический васкулит            

Не менее 9 месяцев после     
обострения                  

3.8

состояние после трансплантации       
костного мозга, печени, почек, других
органов                            

До 5 лет после окончания     
иммуносупрессивной терапии  

3.9

иммунодефицитные состояния (кроме   
ВИЧ), сопровождающиеся рецидивами   
инфекционных осложнений,             
патологическими изменениями         
кроветворной системы, других органов

Постоянно                  

4

Заболевания эндокринной системы:    

 

4.1

заболевания гипофиза, щитовидной     
железы, надпочечников, паращитовидных
желез со значительным или умеренным 
нарушением функции в состоянии       
клинико-гормональной субкомпенсации 
или декомпенсации на фоне           
медикаментозной терапии            

Постоянно                  

4.2

состояние после медицинских процедур 
на эндокринной железе (оперативное   
удаление, в том числе частичное,     
лучевая терапия и другое) в состоянии
клинико-гормональной субкомпенсации 
или декомпенсации на фоне           
заместительной терапии              

Постоянно                  

4.3

сахарный диабет (состояние клинико- 
метаболической субкомпенсации или   
декомпенсации)                      

Постоянно                  

5

Психические расстройства и           
расстройства поведения:            

 

5.1

шизофрения, шизотипические и бредовые
расстройства                        

Индивидуально по заключению 
врачебно-консультационной   
комиссии (далее - ВКК) с     
обязательным участием врача- 
психиатра-нарколога        

5.2

психозы различной этиологии        

Индивидуально по заключению 
ВКК с обязательным участием 
врача-психиатра-нарколога  

5.3

расстройства поведения с социальной 
дезадаптацией, расстройства личности 
с частыми декомпенсациями          

Индивидуально по заключению 
ВКК с обязательным участием 
врача-психиатра- нарколога  

5.4

невротические, связанные со стрессом,
и соматоформные расстройства        

Индивидуально по заключению 
ВКК с обязательным участием 
врача-психиатра-нарколога  

5.5

аффективные расстройства            
(расстройства настроения)          

Индивидуально по заключению 
ВКК с обязательным участием 
врача-психиатра-нарколога  

5.6

органические, включая               
симптоматические, психические       
расстройства                        

Индивидуально по заключению 
ВКК с обязательным участием 
врача-психиатра-нарколога  

5.7

комбинирование вокализмов и         
множественных моторных тиков (синдром
де-ла-Туретта)                      

Индивидуально по заключению 
ВКК с обязательным участием 
врача-психиатра-нарколога  

5.8

хронический алкоголизм, наркомания, 
токсикомания                        

Индивидуально по заключению 
ВКК с обязательным участием 
врача-психиатра-нарколога  

6

Заболевания нервной системы:        

 

6.1

воспалительные, демиелинизирующие   
заболевания центральной нервной     
системы и их последствия,           
сопровождающиеся выраженными и резко 
выраженными расстройствами           
двигательных, чувствительных,       
координаторных и других функций     
нервной системы                    

Постоянно                  

6.2

наследственные атаксии с выраженными 
и резко выраженными двигательными   
нарушениями                        

Постоянно                  

6.3

спинальная мышечная атрофия с       
выраженными и резко выраженными     
двигательными нарушениями          

Постоянно                  

6.4

дистония торсионная (генерализованная
форма)                              

Постоянно                  

6.5

эпилепсия с частыми припадками,     
не контролируемыми лекарственными   
средствами                          

Постоянно                  

6.6

полиневропатии и другие поражения   
периферической нервной системы с     
выраженными и резко выраженными    
двигательными и другими остаточными 
нарушениями                        

Постоянно                  

6.7

прогрессирующие мышечные дистрофии и 
врожденные миопатии с выраженными и 
резко выраженными двигательными     
нарушениями                        

Постоянно                  

6.8

детский церебральный паралич и другие
паралитические синдромы с выраженными
и резко выраженными двигательными   
нарушениями                        

Постоянно                  

6.9

spina bifida (неполное закрытие     
позвоночного канала) с выраженными и 
резко выраженными двигательными и   
тазовыми нарушениями                

Постоянно                  

7

Заболевания глаза и его придаточного 
аппарата:                          

 

7.1

заболевания склеры, роговицы,       
сосудистой оболочки, сетчатки,       
зрительного нерва, имеющие           
прогрессирующее или рецидивирующее   
течение                            

Постоянно                  

7.2

двусторонняя афакия или артифакия  

Постоянно                  

7.3

односторонняя афакия или артифакия  

До 1 года после             
хирургического вмешательства

7.4

глаукома                            

Постоянно                  

7.5

осложненная хориоретинальная миопия 
независимо от степени (при           
хронической периферической дистрофии 
сетчатки с наличием предразрыва и   
разрыва)                            

Постоянно                  

7.6

состояние после хирургического       
вмешательства на сетчатке          

Постоянно                  

7.7

состояние после лазерной коагуляции 
сетчатки                            

Индивидуально до 3 месяцев   
после медицинского           
вмешательства              

7.8

проникающие ранения и контузии органа
зрения средней и тяжелой степени     
тяжести                            

Не менее 6 месяцев после     
травмы, далее индивидуально в
зависимости от исхода      

8

Двусторонняя тугоухость III, IV     
степени                            

Постоянно от письменных     
экзаменов с восприятием     
текста на слух              

9

Заболевания системы кровообращения:

 

9.1

острая ревматическая лихорадка      

До 1 года после последней   
атаки                      

9.2

хронические ревматические заболевания
сердца с явлениями сердечной         
недостаточности                    

Постоянно                  

9.3

артериальная гипертензия II, III     
степени (диагноз должен быть         
подтвержден медицинским обследованием
в стационарных условиях)            

Постоянно                  

9.4

неревматические поражения клапанного 
аппарата сердца и мышцы сердца с     
явлениями сердечной недостаточности

Постоянно                  

9.5

кардиомиопатии (дилатационная,       
гипертрофическая, рестриктивная)    

Постоянно                  

9.6

врожденные аномалии системы         
кровообращения с явлениями сердечной 
недостаточности                    

Постоянно                  

9.7

состояния после хирургических       
вмешательств на сердце с явлениями   
сердечной недостаточности          

Постоянно                  

9.8

сердечная недостаточность          

Постоянно                  

9.9

нарушения сердечного ритма           
(получающие противоаритмические     
лекарственные средства, получившие   
лечение методом радиочастотной       
абляции и (или) с имплантированным   
кардиостимулятором)                

Постоянно                  

10

Заболевания органов дыхания:        

 

10.1

хронические заболевания нижних       
дыхательных путей, врожденные       
аномалии легкого с частыми           
обострениями (3 и более раза в год), 
и (или) явлениями дыхательной       
недостаточности, и (или) легочной   
гипертензией                        

Постоянно                  

10.2

хронические заболевания нижних       
дыхательных путей, врожденные       
аномалии легкого с редкими           
обострениями (до 2 раз в год)      

До окончания обострения    

10.3

бронхиальная астма (тяжелое течение)

Постоянно                  

10.4

муковисцидоз средней и тяжелой       
степени тяжести                    

Постоянно                  

10.5

операции по поводу гипоплазии легких 
и бронхоэктатической болезни        

До 6 месяцев после операции

10.6

пневмония, подтвержденная           
рентгенологическим исследованием    

До выздоровления            

10.7

саркоидоз                          

Постоянно                  

11

Заболевания органов пищеварения:    

 

11.1

язва желудка и (или)                 
двенадцатиперстной кишки            

До окончания обострения    

11.2

неспецифический язвенный колит      

Постоянно                  

11.3

болезнь Крона                      

Постоянно                  

11.4

хронический гепатит с высокой или   
умеренной степенью активности и (или)
фиброзом                            

Постоянно                  

11.5

фиброз печени и (или) цирроз печени

Постоянно                  

11.6

печеночная недостаточность          

Постоянно                  

11.7

хронический панкреатит              

До окончания обострения    

12

Распространенные и часто             
рецидивирующие (2 и более раза в год)
псориаз, эпидермолиз                

Постоянно                  

13

Заболевания костно-мышечной системы и
соединительной ткани:              

 

13.1

ревматоидный артрит, юношеский       
(ювенильный) артрит и другие         
воспалительные артропатии с         
нарушением функции сустава и частыми 
обострениями                        

Постоянно                  

13.2

системные поражения соединительной   
ткани                              

Постоянно                  

13.3

деформации позвоночника и (или)     
грудной клетки III, IV степени со   
значительными нарушениями функции   
органов грудной клетки              

Постоянно                  

14

Заболевания мочеполовой системы:    

 

14.1

гломерулярные хронические заболевания
почек (быстропрогрессирующий         
нефритический синдром, хронический   
нефритический синдром, нефротический 
синдром, наследственная нефропатия)

Постоянно                  

14.2

хронический тубулоинтерстициальный   
нефрит                              

До 3 месяцев после последнего
обострения                  

14.3

почечная недостаточность            

Постоянно                  

14.4

острый нефритический синдром        

До 6 месяцев после выписки из
организации здравоохранения, 
оказывающей медицинскую     
помощь в стационарных       
условиях (далее - стационар)

14.5

острый тубулоинтерстициальный нефрит

До 1 месяца после выписки из 
стационара, далее           
индивидуально в зависимости 
от исхода                  

15

Беременность, роды                  

Нормально протекающая       
беременность с 22 недель,   
патологически протекающая в 
течение всей беременности  

16

Послеродовой период                

До 70 дней, при грудном     
вскармливании до 6 месяцев  

17

Операция по поводу аппендицита      

2 недели после выписки из   
стационара                  

18

Операция по поводу грыжи            

2 недели после выписки из   
стационара                  

19

Операция по поводу непроходимости   
кишечника                          

1 месяц после выписки из     
стационара                  

20

Переломы костей верхних конечностей

В период иммобилизации от   
всех экзаменов, до 1 месяца 
со дня снятия иммобилизации 
от выпускных экзаменов,     
проводимых в письменной     
форме, при переломах костей 
ведущей руки                

21

Переломы костей нижних конечностей  

До 3 недель со дня снятия   
иммобилизации              

22

Переломы черепа, позвоночника      

3 месяца после выписки из   
стационара, далее           
индивидуально в зависимости 
от исхода                  

23

Черепно-мозговые травмы,             
травматические повреждения спинного 
мозга:                              

 

23.1

без последствий или с минимальными   
неврологическими нарушениями        

До 2 месяцев после получения 
травмы                      

23.2

со стойкими умеренно выраженными и   
выраженными неврологическими         
нарушениями                        

Постоянно                  

24

Последствия травм, отравлений и      
других воздействий внешних причин с 
выраженными и резко выраженными     
нарушениями функций органов и систем

Постоянно                  

25

Состояние, связанное с наличием     
искусственного отверстия             
(трахеостома, гастростома, илеостома,
колостома, цистостома и другое)    

Постоянно                  

26

Тяжелые нарушения речи (моторная и   
сенсорная алалия, афазия, выраженная 
дизартрия)                          

Постоянно от выпускных       
экзаменов, проводимых в      
устной форме                

27

Высокая степень заикания            

Постоянно от выпускных       
экзаменов, проводимых в     
устной форме                

28

Заболевания, не вошедшие в настоящий 
перечень и приведшие к умеренным,   
выраженным и резко выраженным       
ограничениям жизнедеятельности       
(функциональные классы 2 - 4)      

Индивидуально по заключению 
ВКК                        


Советы психолога

ПОДГОТОВКА К ОТВЕТУ НА ЭКЗАМЕНЕ
Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие «предстартового» волнения даже мешает хорошим ответам.
Во-вторых, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы на экзамене. Стоит научиться никогда не думать о провале.
В-третьих, за несколько дней до экзамена стоит проиграть с кем-нибудь эту ситуацию. Представить себе обстановку, учителей в экзаменационной комиссии, свои обычные переживания в таких случаях. Например: с трудом заставляю себя войти в класс; когда беру билет, дрожат руки, пересыхает в горле и т. д. Но вот сажусь готовиться, сосредотачиваюсь на задании, для меня больше ничего не существует. Потом уверенно подхожу к экзаменатору и отвечаю по готовой четкой схеме.
В-четвертых, стоит помнить о том, что взрослые, в том числе и экзаменаторы, - это тоже люди. Они могут отвлечься от содержания ответа, но при этом продолжают реагировать на голос отвечающего. Если он звучит уныло, неуверенно, невыразительно, это повлияет и на оценку.
В-пятых, надо понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании («повезет - не повезет»), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.
ЭКЗАМЕНЫ БЕЗ СТРЕССА!!! УПРАВЛЯЙ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ!
Итак, сядьте на стул, выпрямите спину, руки расслаблены. Положите их на колени ладонями вверх, голова — прямо. Перед выполнением упражнения сделайте полный и глубокий выдох, затем плавно вдыхайте через нос в течение 4-6 секунд, задержите дыхание на вдохе на 2-3 секунды, затем медленно выдыхайте через нос в течение 4-6 секунд. Повторяйте упражнение через каждые 2-3 секунды. Продолжительность выполнения упражнений не должна превышать 4-5 минут. Выполняя их регулярно, вы научитесь управлять своим эмоциональным и физическим состоянием.
ТРЕНИРУЙ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ!
Приведя себя в состояние равновесия, можно приступать к выполнению следующих упражнений, и одно, едва ли не самое важное из них, - это тренировка памяти (зрительной в том числе) и внимания. Упражнения эти несложные, они не займут у вас много времени и не потребуют посторонней помощи.
Читая текст (приблизительно одну страницу), попробуйте сосчитать количество предложений в нем. Проверьте себя.
Подсчитайте во время чтения текста все глаголы. Проверьте себя.
Прочитайте 15-20 предложений. Перескажите текст, запишите свой рассказ на диктофон или на бумагу. Прослушайте его; еще раз прочитайте и перескажите. Во время следующего чтения текста подсчитайте, сколько в нем глаголов и существительных. Проверьте себя.
Если с третьего раза пересказ будет максимально близок к тексту, значит у вас неплохая зрительная и смысловая память.
Как повторять материал? Повторять материал нужно не «про себя». Такой способ самопроверки неэффективен. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь ответ, он получается скомканным, отрывочным. Лучше составить план, схему ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.
Попробовать ответы на самые трудные вопросы рассказать дома внимательному слушателю. Или записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя со стороны. Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая свой ответ вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти - речедвигательная память. На экзамене этот материал легко вспомнится.
Иногда кажется: выучить все, что нужно, невозможно, просто руки опускаются. Тогда стоит отделить легкие вопросы от самых тяжелых и посмотреть, нельзя ли перекинуть мостик от более легкого материала к трудному. Не повторять билеты по порядку. Лучше написать номера на листочках и тянуть, как на экзаменах.
Вставать и ложиться лучше в привычное время. Спать не меньше 9 часов.
Тем, кому не нужно много времени «на раскачку», начинать подготовку следует с более трудных вопросов и тем. Обычно такие школьники и устают быстрее. Если же работоспособность нарастает постепенно, лучше не терять времени и сначала быстро повторить более легкий материал.
Через каждые 50-60 минут занятий делать перерыв на 10 минут. После 2-3 часов работы сделать перерыв на полчаса для отдыха и второго завтрака. Потом можно позаниматься еще 3-4 часа и отдохнуть не меньше 2 часов (включая обед, прогулку или даже сон). После отдыха - еще 2,5-3 часа работы.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ УЧИТСЯ?
А теперь несколько слов о «ЗУБРЕЖКЕ». Зубрежка не такой уж и плохой способ выучить материал, особенно если воспользоваться предлагаемой ими схемой. Вот она:
повторите про себя фразу, которую нужно запомнить;
через секунду повторите снова;
подождите еще две секунды и опять повторите фразу;
через секунды повторите ее еще раз;
через 10 минут повторите фразу (для запечатления);
через 2-3 часа еще раз повторите фразу (для перевода ее в долговременную память).
Теперь можете не сомневаться: вы будете помнить «вызубренный» материал даже через год.
Как вести себя на экзамене?
И вот этап подготовки к экзамену позади. Перед вами экзаменационный билет, во рту пересохло от волнения, вы не помните ни единого слова. Что делать?
Сядьте на свое место, перестаньте паниковать и сделайте несколько упражнений на ритмическое дыхание. Двух минут будет достаточно. Вот вы и успокоились и вспомнили все, что надо. Оказывается, вам достался легкий билет, - ведь вы прекрасно подготовились к экзаменам и все знаете! Начинать готовиться с более легкого вопроса или задания.
Не тратить много времени на подробные ответы по первым вопросам, иначе другие задания останутся невыполненными.
На устном экзамене обязательно сначала составить схему ответа. Писать разборчиво, в расчете на экзаменатора, подчеркнуть в ответе главные мысли и даты, чтобы это бросалось в глаза.
Убедиться, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Не сдавать письменные работы без проверки.Остается пожелать вам только успехов и на этих - выпускных - экзаменах, и на всех последующих, которые вам предстоит сдавать в жизни!
 

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ?

Главный момент - настроить себя на успех. Ведь если постоянно думать о том, что можно завалить экзамен, что-то забыть, ошибиться в ответе или в расчетах, шанс, что это действительно случится, увеличивается - мысленно вы как бы готовите себя к неуспеху. 

Но настроиться на успех - не значит расслабиться - "а, все равно, мол, сдам". Поставьте "большую" цель, внушите себе - "я хорошо подготовлюсь и хорошо сдам экзамен".

И продвигайтесь к ней маленькими шажками, намечая на каждый день определенную программу - выучить столько-то билетов, столько-то тем и т.д.

- Готовясь к экзамену, есть смысл почаще устраивать "переменки" - 25 минут учите, к примеру, английские слова, затем перерыв на 5 минут, и снова за учебу. В каждой теме, в каждом вопросе выделяйте ключевые моменты и тезисно конспектируйте их для себя. 

Недаром многие педагоги рекомендуют писать (но отнюдь не использовать потом!) шпаргалки. Старайтесь включать все каналы восприятия информации: прочитайте текст про себя, потом вслух, что-то запишите на бумаге, что-то представьте себе в воображении и т.д. 

- Очень важна и позиция родителей. Пожалуйста, не запугивайте, не стращайте постоянно своего ученика - вот не сдашь, не поступишь и т.д. - стресса ему и без того хватает. Лучше помогите, чем можно, - ободрите добрым словом, достаньте справочную литературу, организуйте режим дня. 

- Не менее важен сон: какая может быть учеба на тяжелую с недосыпа голову? Оптимальный вариант - тратить на сон часов 7-8. И если в предыдущие дни это не всегда получалось, то в ночь перед экзаменом выспаться надо обязательно. 

- Другой "помощник" - свежий воздух. Понятно, что просто погулять времени не всегда хватает, но ведь можно посидеть с книжками и конспектами и в сквере, и на балконе, и форточку в комнате держать открытой. 

- И, наконец, правильное питание. Совет мамам и папам - коль у вашего чада перед экзаменом пропал аппетит, не старайтесь насильно впихнуть в него огромную тарелку каши или калорийную жареную курицу.

Первый или последний?

Итак, вы пришли на экзамен. Когда зайти в аудиторию - решайте сами. К концу дня экзаменаторы, как правило, менее внимательны, утомлены и не хотят слушать долгие рассуждения. 

Они чаще останавливают абитуриентов, если хотят поставить "отлично", задают меньше дополнительных вопросов. В это время легче отвечать - при существенных пробелах в знании предмета. Но и оценки к концу дня, как правило, ниже. 

Дело в том, что здесь часто срабатывает преподавательский стереотип - "сильные идут первыми".

Есть много примеров, когда абитуриент (ученик), всем своим видом демонстрируя, что он отличник, шел в первой пятерке - и получал "отлично", его знания были намного скромнее. Поэтому, если вы чувствуете, что знаете чуть больше, чем на "четыре", идите в первой пятерке и получайте свои пять баллов.

И, наконец, самый крайний вариант - идти отвечать последним. Обычно его используют те, кому нужна тройка. Этот вариант дает возможность остаться один на один с экзаменатором и сообщить ему дополнительную информацию о себе (трудности в подготовке, большая любовь к предмету, тяжелое детство и т.д.). Однако, если вам не нужна тройка, ни в коем случае не идите последним! 

Срабатывает упомянутый стереотип - и вы получите оценку ниже своих возможностей. 

Конечно, не всем попадается экзаменатор, твердо уверенный, что последний абитуриент - "двоечник".

Но нам известно немало таких случаев. Идти отвечать в конце группы нежелательно еще и потому, что долгое многочасовое ожидание утомит вас. 

В группах, ожидающих сдачи экзамена, постоянно поддерживается напряженность, которая нередко разряжается в виде острых и юмористических замечаний, в том числе и в ваш адрес. Чем больше вы будете ждать, тем больше тратите энергии на разрядку.

Оптимальный вариант - идти четвертым-пятым в первой пятерке: у вас будет достаточно времени на подготовку (сорок-пятьдесят минут, пока будет отвечать первые три-четыре человека). 

Это, впрочем, если и не знают, то чувствуют многие абитуриенты, и желающих пойти первыми, как правило, более чем достаточно. Поэтому приходите пораньше. Расположение неизвестной вам аудитории полезно бывает выяснить заранее. 

Подготовка к ответу.

- Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывет перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться.

- Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомнив на минуту что-либо смешное или приятное. После того, как вы придете в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. 

- Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы.

- Никогда не ходите отвечать с чистым листком, даже если вы суперотличник. Этим вы лишаете преподавателя возможности выбирать, какую форму ответа - письменную или устную - ему оценивать удобнее, и выказываете некоторую ленивость со своей стороны.

- Перед тем, как идти отвечать, вы должны обязательно понаблюдать за экзаменатором: каковы его реакции и степень их проявления, насколько он доброжелателен или наоборот - раздражен, что он вообще за человек. Эта информация вам очень пригодиться при ответе.

Шпаргалка - это стресс
Отдельно хочется сказать о шпаргалках. Конечно, списывать со шпаргалки весь текст буква в букву вам вряд ли удастся, но иногда бывает, что нужно разок одним глазком заглянуть в нее. Так случается, если вы твердо уверены, что этой формулы вы не запомнили и поэтому специально записали ее на шпаргалку. 


Тут каждый действует на свой страх и риск, тем более что экзаменатор, как правило, все видит. 

Поэтому на всякий случай запомните: после того, как вы одним глазком заглянете в шпаргалку, у вас будут трястись руки и смешиваться все в голове, по- крайней мере минут десять.

Дело в том, что списывание со шпаргалки - чрезмерно стрессовая ситуация. Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходится переписывать едва ли не каждое слово, то и дело заглядывая в шпаргалку. Не заметить такого поведения абитуриента (ученика) экзаменатор просто не в состоянии.

На заметку

Хорошее "средство" от нервных перегрузок - бананы. Ученые установили, что в них содержится вещество, являющееся одним из лучших антидепрессантов. 

А вот кофе злоупотреблять не стоит - ощущение бодрости оно дает очень ненадолго. Равно как и мясо, которое содержит стресс-гормоны. 

Еще один момент - не увлекайтесь успокоительными лекарствами, особенно в день экзамена. Чувство тревоги они, конечно, снимут, но вдобавок могут "подарить" вялость, сонливость, замедлить реакции. А экзаменатор, между прочим, уж скорей поймет волнение ученика, чем его заторможенное спокойствие и даже равнодушие. 

Дополнительные подразделы:

КУДА ПОСТУПАТЬ
Интернет-ресурсы по профориентации Министерство образования Республики Беларусь: edu.gov.by/Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov....
ЦТ 2021
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА: АБИТУРИЕНТЫ СМОГУТ СДАВАТЬ ЧЕТЫРЕ ЦТ Абитуриенты смогут сдавать четыре ЦТ при поступлении, а срок действия сертификатов централизованного тестирования будет продлен до двух лет....

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Директор школы
«Гордимся, что научили»
«Гордимся, что научили»
Детский правовой сайт
Безопасное детство
Областной профориентационный портал
Региональный центр тестирования и профориентации
Куда поступать
БРПО
Афіцыйны сайт Рэспублікі Беларусь
Хойники - Википедия
Государственный герб Республики Беларусь
Государственный флаг Республики Беларусь