2024
ГОД КАЧЕСТВА
POMOGUT.BY
ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕТИ
kids.pomogut.by
-
Сборник технологических карт блюд и изделий
-
МОЛОДЕЖЬ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ
-
Республиканский Центр Психологической помощи
Национальный детский технопарк
ШАГ
Школа активного гражданина
Настаўніцкая газета
МВД
Могилевский институт МВД
УУниверситет гражданской обороны
:: ::

Виртуальная методическая копилка

Тема: Формаирование метапредметных компетенций


Тема: Формирование метапредметных компетенций в образовательном процессе


Требования к современному уроку

как основной форме организации учебного процесса

(методические рекомендации)

Триединая задача урока

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Основные компоненты современного урока:

  1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
  2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
  3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
  4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
  5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. п.
  6. Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока и т.п.
  7. Контрольно – оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
  8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Подготовка учителя к уроку

Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку:

  1. Учёт особенностей учащихся класса:
    • уровень класса;
    • отношение учащихся к предмету;
    • темп работы класса;
    • сформированность ЗУН;
    • отношение к разным видам учебной деятельности;
    • отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
    • общая дисциплина учащихся.
  2. Учёт индивидуальных особенностей:
    • Тип нервной системы;
    • Коммуникативность;
    • Эмоциональность;
    • Управление восприятием нового материала учащихся;
    • Умение преодолевать плохое настроение;
    • Уверенность в своих знаниях, умениях;
    • Умение импровизировать;
    • Умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
  3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие:

  1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
  2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
  3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
  4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
  5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
  6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
  7. Определить какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
  8. Отобрать содержание урока в соответствии сего задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирование новых ЗУН.
  9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
  10. Записать предусмотренный ход урока, представив себе урок как целостное явление.

Частные:

  1. Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
  2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
  3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
  4. Задания и инструктаж давать чётко, кратко. С обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
  5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря времени- сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
  6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
  7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
  8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекламированным!
  9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным  для большинства.
  10.  Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

  1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
  2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
  3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний. Дидактическая обработка.
  4. Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
  5. Формулирование учебных задач урока.
  6. Разработка структуры урока. Определение его типа и оптимальных методов и приёмов обучения.
  7. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.
  8. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
  9. Подбор дидактических средств урока (д/Ф, к/Ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
  10. Проверка оборудования и ТСО.
  11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
  12. Определение оптимального объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.
  13. Выбор приёмов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.
  14. Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объёма и форм домашнего задания.
  15. Продумывание форм подведения итогов урока.
  16. запись плана урока в соответствии с требованиями.

Примерное содержание разделов поурочного плана

  1. Тема урока:
    • дидактическая цель и задачи урока;
    • тип, структура урока;
    • общие методы, приёмы работы учеников;
    • средства наглядности, источники информации, ТСО,ЭВТ.
  2. Повторение опорных знаний:
  • определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
  • самостоятельная работа учащихся (её объём, формы);
  • способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;
  • формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
  1. Усвоение новых знаний:
  • новые понятия, законы и способы их усвоения;
  • определение познавательных учебных задач урока (что должны знать и усвоить ученики);
  • самостоятельная работа и её содержание (дидактическое назначение);
  • проблемные и информационные вопросы;
  • варианты решения проблемы;
  • варианты закрепления изученного материала.
  1. Формирование умений и навыков:
  • конкретные умения и навыки для отработки;
  • виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;
  • способы «обратной» связи с учащимися;
  • фамилии учащихся, которые будут опрошены.
  1. Домашнее задание:
  • что повторить приготовить к уроку;
  • творческая самостоятельная работа;
  • объём и время выполнения домашнего задания.

Подготовка урока непосредственно перед звонком:

  • мысленное воспроизведение основных этапов урока;
  • воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;
  • стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Способствуют успеху урока:

  • хорошее знание материала;
  • бодрое самочувствие;
  • продуманный план урока;
  • чувство «физической»  раскованности, свободы на уроке;
  • правильный выбор методов обучения;
  • разнообразие методов обучения;
  • занимательность изложения;
  • ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная  жестикуляция учителя;
  • выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

Затрудняют проведение урока:

  • неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
  • безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
  • рыхлая композиция урока;
  • скованность движений;
  • неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
  • однообразие методов обучения;
  • бесстрастный рассказ учителя;
  • монотонность и сухость при изложении нового материала;
  • отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темойи задачами урока, вопросами.

Алгоритм анализа учителем проведённого урока

    1. Какими требованиями руководствовался?
    2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
    3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?
    4. Как определил триединую задачу урока?
    5. Как спланировал деятельность учащихся?
    6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
    7. Оправдали ли себя приёмы и методы учителя и учащихся, если нет, то почему?
    8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?
    9. Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?
    10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?
    11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?
    12. Как был предвиден и как оправдан ход урока?
    13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.
    14. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?
    15. Оценка результативности урока.
    16. Самооценка урока учителем.
    17. Пути совершенствования урока.

Примерные формулировки задач урока

  • Развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать слова с одинаковыми орфограммами.
  • Развивать умение анализировать состав слова, выделять корень.
  • Расширять объем понятий (представлений) о …
  • Формировать понятие о числе.
  • Развивать смысловую догадку.
  • Развивать умение устанавливать закономерность (числового ряда).
  • Развивать умение доказывать правильность произведенных действий на уроках математики.
  • Развивать умения обобщать и сравнивать что-либо.
  • Развивать умения оперировать моделями (чисел) и т.д.
  • Развивать умение оценивать результаты своей учебной деятельности.
  • Развивать (воспитывать) интерес к выполнению арифметических действий, (к работе по словообразованию).
  • Конкретизировать представление ученика о чем либо (о круглых десятках, сотнях, числах, получаемых в результате измерения).
  • Развитие умений выполнять действия на уменьшение, увеличение числа на несколько единиц, в несколько раз на уроках математики.
  • Развивать умение определять состав числа.
  • Развивать потребность в активном занятии физкультурой.
  • Развивать умение учащихся работать по плану.
  • Развивать умение вести диалог на заданную тему, связанно отвечать на вопросы.
  • Развивать умение воспринимать и воспроизводить текст с опорой на словарь.
  • Развивать умение соотносить текст в тетради с образцом.
  • Развивать умение находить в тексте союзы, охарактеризовать их по происхождению, составу, расположению и значению.
  • Развивать умение находить в тексте предложения соответствующие схемам.
  • Развивать умение самостоятельно вставлять подходящие по смыслу сочинительные союзы.
  • Развивать умение работать в парах.
  • Развивать диалогическую речь.
  • Формировать умение сравнивать настроение героев в одной и той же ситуации и выражать собственное отношение к поступкам героев.
  • Формировать умение находить неизвестный член пропорции, используя основное свойство пропорции.
  • Формировать умение решать уравнение.
  • Воспитывать интерес к предмету (конкретно к какому), коммуникативную культуру.
  • Актуализировать умение определять род существительных.
  • Развивать умение учащихся планировать свою деятельность.

         и т.д.


Основные типы уроков и их целеполагание

Урок ознакомления с новым материалом

Ознакомить учащихся с крупным блоком нового материала.

Комбинированный урок

Ознакомить учащихся с новым материалом и провести первичное закрепление изученного

Урок ключевых задач

Формировать умения учащихся применять знания в стандартных ситуациях.

Урок применения знаний и умений

Научить проводить анализ заданий и способов их выполнения, рационализацию этих способов. Провести внешний и самоконтроль.

Повторение и систематизации знаний

Выделить наиболее общие и существенные понятия, основные теории и ведущие идеи, усвоить широкие категории понятий и их систем.

Урок проверки знаний

Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений.

Развивающие цели:

развитие умений учебно-познавательной деятельности

 развитие интеллекта

развитие умения организации учебного труда.

развитие культуры устной и письменной речи.

развивать умение обобщать, гибкость мыслительных процессов.

развитие интеллектуальной, волевой, мотивационной сфер личности.

  • развитие любознательности учащихся, их познавательного интереса.

развитие памяти учащихся, развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач.

развитие мышления через умение обобщать и систематизировать, доказывать опровергать

развивать мышление через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии.

Воспитательные цели:

  • воспитание ответственности, самостоятельности, критичному отношению к себе;
  • формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе;
  • формировать логическое, абстрактное, эвристическое, системное мышление;
  • воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья, поддержания на высоком уровне общей работоспособности для учения;
  • воспитывать рациональную организацию бюджета, времени, бережливое отношение к собственности, экономическую культуру;
  • содействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, способность к творческой деятельности;
  • воспитывать добросовестное отношение к труду, дисциплину, инициативу и творчество, предприимчивость и деловитость, готовность к свободному, сознательному выбору профессии;
  • воспитывать осознание приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми и групповыми;
  • формирование ответственности, организованности, дисциплинированности;
  • воспитание ответственности, самостоятельности, настойчивости, культуры математического мышления;
  • воспитывать культуру математического мышления, положительного эмоционального отношения к математике, аккуратность;

11 октября 2019 г.

Национальным институтом образования разработано более 200 ЭОР. Каждый ЭОР по учебному предмету может включать следующие основные блоки: справочно-информационный (включает электронные энциклопедии, справочники, хрестоматии и иные материалы), который может использоваться при проведении учебных, факультативных занятий, образовательных мероприятий; контрольно-диагностический, содержащий учебный материал для тематического контроля результатов учебной деятельности учащихся; интерактивный, предназначенный для закрепления и отработки усвоенных знаний и умений учащихся по учебному предмету. Все разработанные ЭОР размещены на национальном образовательном портале в разделе «Электронное обучение». Материалы доступны для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации.

Ссылка   http://e-vedy.adu.by 



Тэма: Эфектыўнасць правядзення класнай гадзіны.

Форма правядзення: круглы стол.


Дополнительные подразделы:

Методические ресурсы
Интеллектуальная неделя «Учение с увлечением»
Предметные недели

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Директор школы
ВЫБЕРИТЕ ЯЗЫК САЙТА
ЕИОР
-
Национальный образовательный портал
Детский правовой сайт
«Гордимся, что научили»
«Гордимся, что научили»
Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия
Безопасное детство
Областной профориентационный портал
Региональный центр тестирования и профориентации
Куда поступать
БРПО
Хойники - Википедия
Афіцыйны сайт Рэспублікі Беларусь
Психологическая помощь подросткам

https://www.talk2ok.by/