|
Тема: Формаирование метапредметных компетенций
Тема: Формирование метапредметных компетенций в образовательном процессе
Требования к современному уроку
как основной форме организации учебного процесса
(методические рекомендации)
Триединая задача урока
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Основные компоненты современного урока:
- Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
- Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
- Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
- Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
- Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. п.
- Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока и т.п.
- Контрольно – оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
- Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Подготовка учителя к уроку
Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку:
- Учёт особенностей учащихся класса:
- уровень класса;
- отношение учащихся к предмету;
- темп работы класса;
- сформированность ЗУН;
- отношение к разным видам учебной деятельности;
- отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
- общая дисциплина учащихся.
- Учёт индивидуальных особенностей:
- Тип нервной системы;
- Коммуникативность;
- Эмоциональность;
- Управление восприятием нового материала учащихся;
- Умение преодолевать плохое настроение;
- Уверенность в своих знаниях, умениях;
- Умение импровизировать;
- Умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
- Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:
Общие:
- Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
- Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
- Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
- Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
- Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
- Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
- Определить какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
- Отобрать содержание урока в соответствии сего задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирование новых ЗУН.
- Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
- Записать предусмотренный ход урока, представив себе урок как целостное явление.
Частные:
- Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
- Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
- Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
- Задания и инструктаж давать чётко, кратко. С обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
- Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря времени- сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
- Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
- Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
- Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекламированным!
- Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
- Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
- Разработка системы уроков по теме или разделу.
- Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
- Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний. Дидактическая обработка.
- Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
- Формулирование учебных задач урока.
- Разработка структуры урока. Определение его типа и оптимальных методов и приёмов обучения.
- Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.
- Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
- Подбор дидактических средств урока (д/Ф, к/Ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
- Проверка оборудования и ТСО.
- Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
- Определение оптимального объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.
- Выбор приёмов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.
- Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объёма и форм домашнего задания.
- Продумывание форм подведения итогов урока.
- запись плана урока в соответствии с требованиями.
Примерное содержание разделов поурочного плана
- Тема урока:
- дидактическая цель и задачи урока;
- тип, структура урока;
- общие методы, приёмы работы учеников;
- средства наглядности, источники информации, ТСО,ЭВТ.
- Повторение опорных знаний:
- определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
- самостоятельная работа учащихся (её объём, формы);
- способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;
- формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
- Усвоение новых знаний:
- новые понятия, законы и способы их усвоения;
- определение познавательных учебных задач урока (что должны знать и усвоить ученики);
- самостоятельная работа и её содержание (дидактическое назначение);
- проблемные и информационные вопросы;
- варианты решения проблемы;
- варианты закрепления изученного материала.
- Формирование умений и навыков:
- конкретные умения и навыки для отработки;
- виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;
- способы «обратной» связи с учащимися;
- фамилии учащихся, которые будут опрошены.
- Домашнее задание:
- что повторить приготовить к уроку;
- творческая самостоятельная работа;
- объём и время выполнения домашнего задания.
Подготовка урока непосредственно перед звонком:
- мысленное воспроизведение основных этапов урока;
- воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;
- стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.
Способствуют успеху урока:
- хорошее знание материала;
- бодрое самочувствие;
- продуманный план урока;
- чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
- правильный выбор методов обучения;
- разнообразие методов обучения;
- занимательность изложения;
- ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
- выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Затрудняют проведение урока:
- неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
- безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
- рыхлая композиция урока;
- скованность движений;
- неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
- однообразие методов обучения;
- бесстрастный рассказ учителя;
- монотонность и сухость при изложении нового материала;
- отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темойи задачами урока, вопросами.
Алгоритм анализа учителем проведённого урока
- Какими требованиями руководствовался?
- Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
- Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?
- Как определил триединую задачу урока?
- Как спланировал деятельность учащихся?
- Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
- Оправдали ли себя приёмы и методы учителя и учащихся, если нет, то почему?
- Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?
- Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?
- Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?
- Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?
- Как был предвиден и как оправдан ход урока?
- Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.
- Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?
- Оценка результативности урока.
- Самооценка урока учителем.
- Пути совершенствования урока.
Примерные формулировки задач урока
- Развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать слова с одинаковыми орфограммами.
- Развивать умение анализировать состав слова, выделять корень.
- Расширять объем понятий (представлений) о …
- Формировать понятие о числе.
- Развивать смысловую догадку.
- Развивать умение устанавливать закономерность (числового ряда).
- Развивать умение доказывать правильность произведенных действий на уроках математики.
- Развивать умения обобщать и сравнивать что-либо.
- Развивать умения оперировать моделями (чисел) и т.д.
- Развивать умение оценивать результаты своей учебной деятельности.
- Развивать (воспитывать) интерес к выполнению арифметических действий, (к работе по словообразованию).
- Конкретизировать представление ученика о чем либо (о круглых десятках, сотнях, числах, получаемых в результате измерения).
- Развитие умений выполнять действия на уменьшение, увеличение числа на несколько единиц, в несколько раз на уроках математики.
- Развивать умение определять состав числа.
- Развивать потребность в активном занятии физкультурой.
- Развивать умение учащихся работать по плану.
- Развивать умение вести диалог на заданную тему, связанно отвечать на вопросы.
- Развивать умение воспринимать и воспроизводить текст с опорой на словарь.
- Развивать умение соотносить текст в тетради с образцом.
- Развивать умение находить в тексте союзы, охарактеризовать их по происхождению, составу, расположению и значению.
- Развивать умение находить в тексте предложения соответствующие схемам.
- Развивать умение самостоятельно вставлять подходящие по смыслу сочинительные союзы.
- Развивать умение работать в парах.
- Развивать диалогическую речь.
- Формировать умение сравнивать настроение героев в одной и той же ситуации и выражать собственное отношение к поступкам героев.
- Формировать умение находить неизвестный член пропорции, используя основное свойство пропорции.
- Формировать умение решать уравнение.
- Воспитывать интерес к предмету (конкретно к какому), коммуникативную культуру.
- Актуализировать умение определять род существительных.
- Развивать умение учащихся планировать свою деятельность.
и т.д.
|
Основные типы уроков и их целеполагание
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Ознакомить учащихся с крупным блоком нового материала.
|
Комбинированный урок
|
Ознакомить учащихся с новым материалом и провести первичное закрепление изученного
|
Урок ключевых задач
|
Формировать умения учащихся применять знания в стандартных ситуациях.
|
Урок применения знаний и умений
|
Научить проводить анализ заданий и способов их выполнения, рационализацию этих способов. Провести внешний и самоконтроль.
|
Повторение и систематизации знаний
|
Выделить наиболее общие и существенные понятия, основные теории и ведущие идеи, усвоить широкие категории понятий и их систем.
|
Урок проверки знаний
|
Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений.
|
Развивающие цели:
развитие умений учебно-познавательной деятельности
развитие интеллекта
развитие умения организации учебного труда.
развитие культуры устной и письменной речи.
развивать умение обобщать, гибкость мыслительных процессов.
развитие интеллектуальной, волевой, мотивационной сфер личности.
- развитие любознательности учащихся, их познавательного интереса.
развитие памяти учащихся, развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач.
развитие мышления через умение обобщать и систематизировать, доказывать опровергать
развивать мышление через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии.
Воспитательные цели:
- воспитание ответственности, самостоятельности, критичному отношению к себе;
- формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе;
- формировать логическое, абстрактное, эвристическое, системное мышление;
- воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья, поддержания на высоком уровне общей работоспособности для учения;
- воспитывать рациональную организацию бюджета, времени, бережливое отношение к собственности, экономическую культуру;
- содействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, способность к творческой деятельности;
- воспитывать добросовестное отношение к труду, дисциплину, инициативу и творчество, предприимчивость и деловитость, готовность к свободному, сознательному выбору профессии;
- воспитывать осознание приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми и групповыми;
- формирование ответственности, организованности, дисциплинированности;
- воспитание ответственности, самостоятельности, настойчивости, культуры математического мышления;
- воспитывать культуру математического мышления, положительного эмоционального отношения к математике, аккуратность;
|
11 октября 2019 г.
Национальным институтом образования разработано более 200 ЭОР. Каждый ЭОР по учебному предмету может включать следующие основные блоки: справочно-информационный (включает электронные энциклопедии, справочники, хрестоматии и иные материалы), который может использоваться при проведении учебных, факультативных занятий, образовательных мероприятий; контрольно-диагностический, содержащий учебный материал для тематического контроля результатов учебной деятельности учащихся; интерактивный, предназначенный для закрепления и отработки усвоенных знаний и умений учащихся по учебному предмету. Все разработанные ЭОР размещены на национальном образовательном портале в разделе «Электронное обучение». Материалы доступны для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации.
Ссылка http://e-vedy.adu.by
Тэма: Эфектыўнасць правядзення класнай гадзіны.
Форма правядзення: круглы стол.
Количество просмотров:
|
|